Вот список способов. Думаю, не исчерпывающий.
Увеличит мощность | Способ достижения | Объяснение | Отрицательные последствия |
Увеличение объёма цилиндров | расточка цилиндров ведёт за собой доработку и/или замену многих частей в двигателе, например колен. вала, так как все механизмы должны быть приспособлены к новому объёму цилиндров | больше объём => больше сила давления нагретого в цилиндре воздуха на поршень => больше мощность | большее количество нагреваемого воздуха требует большего количества топлива => больше расход топлива |
Уменьшение количества и/или снижение толщины поршневых колец | - | - | увеличение расхода топлива |
Увеличение степени сжатия | cложный процесс, требующий точных расчетов | больше сила давления на поршень => больше мощность | сокращение ресурса двигателя, необходимость в качественном топливе |
Повышение температуры двигателя | большой список доработок и кропотливая работа | температура имеет прямо пропорциональную зависимость от объёма и давления, увеличение давления в цилиндре ведёт за собой увеличение мощности; после завершения всех доработок возможно увеличение мощности до 25% | в общем случае большая требовательность к топливу |
Изменение состава подаваемой смеси | на карбюраторном двигателе довольно просто крутить винты количества и качества и смотреть на результат, можно также менять жиклёры на карбюраторе и т.п. на инжекторном двигателе нужно для этой же цели менять микропрограмму чипа | на заводе-производителе система подачи топлива отрегулирована с учётом факторов, некоторые из которых являются лишними. ибо на заводе мощность на ставится на первое место | нет |
Совмещение коллекторов с каналами в головке блока цилиндров | коллектор - это массивная часть часть между системой впрыска (карбюратора, инжектора) и ГБЦ | любые местные нестыковки сильно тормозят потоки газов | нет |
Шлифовка каналов и впускного коллектора до чистоты 4-5 классов (и идеале это зеркальная поверхность для спортивного мотора) | - | снижается трение => легче проходит топливная смесь | нет |
Установка распред. вала с измененными фазами и разрезной шестерни | замена | более точное выставление фаз газораспределения | нет |
Замена клапанов на фирменные | - | высокая чистота обработки поверхности клапана резко снижает риск прогара клапана, улучшает охлаждение тарелки | при поломке в отдалённых местах машину, возможно, придётся оставить |
Замена каналов на металлокерамические | - | металлокерамика - очень огнеупорный материал => не прогорит | при поломке в отдалённых местах машину, возможно, придётся оставить |
Прямоточный выхлоп | замена выхлопной системы | если выпуск отработавших газов будет идти без задержек, то это снимет некоторую нагрузку с двигателя | в окружающую среду пойдут вредные вещества и громкий звук двигателя |
Снижение массы поршня, пальца, шатуна, которые поступательно движутся | - | уменьшаем массу, значит тратим меньше энергии на их передвижение | нет |
Снижение трения в контакте цилиндр-поршень-кольцо | - | уменьшение силы трения => уменьшение затраты энергии на их передвижение | нет |
Впрыск закиси азота | установка системы | N2O- химическое соединение нитрооксида азота. нитрооксид азота состоит из двух компонентов - азота и кислорода. при температуре примерно 300 градусов С, нитрооксид распадается на азот и кислород. дело в том, что закись азота содержит более чем в два раза больше кислорода, чем воздух, и еще распыляясь азот значительно понижает температуру воздуха, увеличивая его плотность | если применять в меру, то никаких |
Турбонаддув | установка турбины | увеличение плотности (и давления) воздуха, потупаещего в двигатель => обеспечение возможностью сжигать больше топлива => больше энергии от сгорания => больший момент | нет |
P.S. Каждая строка таблицы - это обширная тема и требует более глубокого изучения.
P.P.S. В качестве отрицательных последствий и не приводил финансовых затрат. К примеру, шлифовка чего-либо до классов большой точности - дорогостоящий процесс.
P.P.P.S. Считаю начальный уровень изучения двигателя на этом законченным.